Аграрные расписки: первые результаты внедрения

19 марта 2013 года вступил в силу Закон Украины «Об аграрных расписках», но за три года своего существования этот инструмент пока не обрел должной популярности, несмотря на его очевидные преимущества в сравнении с банковским кредитованием. Попробуем проанализировать ситуацию более детально.

Итак, согласно положениям закона, аграрная расписка – это товарораспорядительный документ, фиксирующий безусловное обязательство должника, которое обеспечивается залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или уплатить денежные средства на определенных в нем условиях.

Аграрные расписки могут выдаваться лицами, имеющими право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения или право пользования таким земельным участком на законных основаниях для осуществления производства сельскохозяйственной продукции. Если право собственности на земельный участок принадлежит двум и более совладельцам или право пользования принадлежит двум и более пользователям, аграрные расписки выдаются ими совместно. Лица, которые совместно издали аграрную расписку, несут солидарную ответственность за невыполнение своих обязательств. Кроме того, расписки делятся на финансовые и товарные.

Так, товарная аграрная расписка - устанавливает безусловное обязательство должника по аграрной расписке осуществить поставку согласованной сельскохозяйственной продукции. При этом, качество, количество, место и срок поставки которой так же должны быть определены этим документом.

Финансовая же аграрная расписка устанавливает безусловное обязательство должника уплатить денежную сумму, размер которой определяется по согласованной должником и кредитором формуле с учетом цен на сельскохозяйственную продукцию в определенном количестве и качестве. В то же время исполнение должником обязательств по финансовым аграрными расписками осуществляется исключительно в безналичной форме.

Простыми словами, аграрная расписка предусматривает возможность получения займа, который имеет четкое целевое назначение, связанное с возможностью его использования исключительно для нужд, связанных с производством сельскохозяйственной продукции. При этом, стороны могут самостоятельно устанавливать условия предоставления таких займов, в то время как проценты по банковским кредитам в аналогичной ситуации, могут колебаться от 22 до 36%. 

Так, аграрная расписка устанавливает обеспечение выполнения обязательств должника по аграрной расписке - залогом его будущего урожая. Предметом такого залога может быть исключительно будущий урожай сельскохозяйственной продукции. Размер залога должен быть не меньше размером обязательства по аграрной расписке. В день выдачи аграрной расписки будущий урожай сельскохозяйственной продукции не может находиться в других залогах. В день сбора урожая предметом залога становится собранная сельскохозяйственная продукция.

Аграрная расписка должна быть удостоверена нотариально и считается выданной лишь с момента регистрации в Реестре аграрных расписок. Регистрация аграрных расписок - это единая информационная система, содержащая сведения об обязательных реквизитах выданных и погашенных аграрных расписок. Держателем Реестра аграрных расписок является Министерство аграрной политики и продовольствия Украины. Указанный орган наделяет лиц, совершающих нотариальные действия, полномочиями регистраторов Реестр аграрных расписок, которые предоставляют услуги по внесению записей в Реестр аграрных расписок и по предоставлению информации из этого реестра другим лицам.

Впервые пилотный проект по отработке технологии ввода в обращение аграрных расписок был внедрен в сентябре 2014 года на примере Полтавской области и в дальнейшем этот инструмент был также внедрен в Винницкой, Черкасской и Харьковской областях.

С сентября 2014 года и по состоянию на март 2016 года на территории только Полтавской области было выдано 10 аграрных расписок на общую сумму в 50 миллионов гривен.

В свою очередь, в Винницкой, Черкасской и Харьковской областях за период действия пилотного проекта было выдано 3 расписки: 2 товарных и 1 финансовую.

Указанные результаты указывают, с одной стороны - на интерес к распискам со стороны аграриев, но с другой стороны – и на то, что в обществе пока присутствует определенная доля недоверия к данному механизму.

Так, по мнению некоторых представителей сектора, аграрная расписка дает возможность привлекать дополнительное финансирование путем ее обращения на вторичном рынке, но соотношение этого документа с оборотом и налогообложением - являются не раскрытыми должным образом на законодательном уровне и на данный момент этот вопрос решается лишь путем предоставления индивидуальных налоговых консультаций.

В этом году планируется внедрить возможность оформления аграрных расписок так же на территории Киевской, Львовской и Одесской областей.

Исходя из указанной ситуации, можно констатировать, что на данный момент Украина находится лишь в стадии получения первого опыта внедрения аграрных расписок, поэтому в этом контексте полезно было бы обратить внимание на опыт Бразилии в аналогичном направлении. Так система бразильских расписок-договоров CPR действует на основе взаимосвязи трех сторон: непосредственно производителей сельскохозяйственной продукции, дистрибьюторов и трейдеров.

Так, дистрибьюторы предоставляют производителям продукцию, необходимую для выращивания культур, которые становятся залогом и будущим расчетом. В то же время дистрибьюторы заключают сделку с трейдером, в которой уже определена цена (стоимость) этой продукции. За счет этого происходит защита интересов агропроизводителя, потому что известна окончательная цена продажи, а благодаря гарантии поставок товара защищаются интересы трейдера.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что в недалеком будущем аграрные расписки могут составить достойную конкуренцию банковскому кредитованию и сопутствовать привлечению дополнительных средств в сельскохозяйственный сектор. В то же время, по моему мнению, важную роль в этом процессе будет играть политика государства в контексте популяризации позитивного опыта внедрения аграрных расписок и усиления гарантий всех участников рынка.

 

Татьяна Лежух, адвокат,

Директор ЮФ «Лежух и партнеры»

www.urfirma.org

Теги: аграрные расписки Татьяна Лежух закон продажа урожая

2016-04-08 23:06:03